Ну, кто думает о возможных неприятностях, когда, с чувством исполненного долга, готовится к заслуженному отпуску?! А подумать обязательно нужно. Чтобы потом не раскаиваться. Для этого, кроме виз и билетов, вам просто необходима страховка – гарантия своевременной помощи в случае непредвиденной беды! Для того, чтобы грамотно выбрать себе страхового агента, позаботьтесь о наличии нужной и полезной вам информации заранее. Для этого можно зайти на различные тематические форумы, где люди, недавно вернувшиеся из путешествия, делятся приятными впечатлениями, сетуют на неприятные инциденты и вполне могут сообщить о реакции тех или иных страховщиков на возникающие проблемы. Некоторые страховые компании выплачивают самую минимальную сумму из всех возможных, другие же на клиентах не экономят. Но в общих чертах действия страховой компании можно предугадать: будут приложены усилия для того, чтобы ваши медицинские расходы не погашать. Поэтому, если не хотите, чтобы экономили за ваш счёт, выполняйте условия заключённого договора!
К сожалению, иногда складываются обстоятельства, которые не попадают под статью страхования. В этом случае вы рискуете не получить вообще ничего. Если вы, не имея на то серьёзных причин, не уведомили вовремя о произошедшем несчастье, если не придали особого значения истёкшему сроку действия вашей страховки, если, наконец, вы были в нетрезвом состоянии, когда с вами случилась беда – вы можете получить отказ от выплаты вам компенсации.
Если вы получили тяжелую травму, то, вызвав скорую помощь, ни в коем случае не забудьте при первом же удобном случае сообщить об этом в сервисный центр. Если травма лёгкая, то, позвонив туда, (а ваш сервисный центр может находиться как в стране вашего пребывания, так и на родине) вы сможете получить консультацию и совет относительно дальнейших действий. В одних странах (Испании, Египте, Турции, Израиле) врач приедет к вам часика через три. В других (США, Индия, большинство европейских стран) вы сами будете вынуждены ловить такси и мчаться в больницу. А если после прибытия в больницу вас попросят заплатить заранее, немедленно свяжитесь со своим страховщиком и потребуйте, чтобы он в срочном порядке прислал вам по факсу гарантию оплаты расходов на лечение (guarantee letter of payment, GOP). Если же в решении этого вопроса возникают проблемы (представитель страховой компании требует, например, выслать ей копии паспортных страничек с указанием того, что отметки о въезде-выезде сделаны своевременно), поинтересуйтесь, собирается ли страховая компания компенсировать ваши затраты на страховой полис. Для того, чтобы иметь возможность подать на нерадивую компанию в суд, обязательно храните все больничные и подобные им чеки, а также записи ваших переговоров со страховщиками. В том случае, если вам потребуется неотложная помощь (инфаркт, роды, аппендицит, переломы), практически везде вам помогут бесплатно, счёт же выставят уже после оказания необходимых услуг.
Если оплату лечения вы произвели самостоятельно, то непременно необходимо потребовать от врачей медицинские выписки с указанием диагноза, методов лечения, стоимости услуг (имеющие подписи-печати) и подробный счёт с реквизитами больницы. Если медицинское учреждение желает получить плату за лечение, пусть его сотрудники подтвердят, что вы не могли позвонить страховому агенту, так как поступили в критическом состоянии. А как только у вас появится возможность, немедленно звоните ему и доказывайте, что просто физически позвонить не было никакой возможности. Главное, тщательно законспектируйте время разговора и данные страхового оператора, с которым общались, а также номер вашего страхового случая (это может вам пригодиться).
В том случае, если вас пытаются «кинуть» - не хотят возвращать деньги при «самооплате», принуждают бесконечно ожидать на телефонной линии, когда вы позвоните по указанному на вашей страховке телефону - не паникуйте! Во-первых: возьмите распечатку о вашем телефонном разговоре (первый звонок в сервисный центр должны оплатить). Затем изложите в письменном виде свой страховой случай, действия и расходы, приложите копии счетов и отправьте своему страховщику заказным письмом. Если вы оплатили своё лечение самостоятельно, а страховщики отказываются компенсировать ваши расходы, то, приехав на родину, немедленно напишите претензию и подайте в суд на нерадивую компанию – пусть возмещают ваши убытки и потраченные нервы!
Когда ваш страховой случай соответствует договору, необходимо предоставить оплату своим страховщикам. Даже если счёт будет внушительным! Не рекомендуется «делать ноги» из медицинского учреждения, имея неоплаченные квитанции. Ведь даже за незначительный штраф или непогашенный мелкий счёт вас могут внести в «чёрный список» злостных неплательщиков и в будущем вообще не впустят в свою страну и развернут прямо на паспортном контроле.
Рассчитывать на содействие консульства можно лишь в случае утраты документов или неприятностей с полицией. Ведь дел у него итак предостаточно! А если вы путешествуете дикарём, то становитесь особенно уязвимы. В том случае, когда с вами случилась беда, а услуги предоставляли туроператор или его партнёры, ответственность ляжет на них (например, транспорт, арендованный для экскурсии турфирмой, попал в аварию). Если же вы самостоятельно нашли средство передвижения и попали в переплёт или устроили себе несанкционированную туроператором экскурсию, которая закончилась неприятностями со здоровьем, вам стоит рассчитывать только на медицинскую страховку. Возмещать моральный ущерб за подпорченный отдых вам никто не будет!
Вообще-то, турагенство покупает путёвки у туроператора, а страховку выдаёт от страховой компании, а посему, фактически, ответственности ни за что не несёт. Поэтому, за возможные неприятности отвечать придётся страховщику и туроператору. Кстати, если вы выбрали групповой тур, то в его стоимость страховка уже заложена. Если же тур индивидуальный, страховку придётся оплачивать отдельно. В стоимость тура входит минимальная страховка, поэтому, если вы собираетесь отдыхать очень активно, есть возможность расширить её действие. Оформите специальную «спортивную страховку». Её стоимость может быть увеличена более, чем в два раза, и вы со спокойной совестью сможете поганять на скутере, промчаться с ветерком на катере или вдоволь накататься на горных лыжах… В крайнем случае, внесите в условия обычной страховки пункт, что отдых будет активным. Тогда и сумму страховки нужно увеличить.
Есть ещё один немаловажный элемент страховки, о котором многие отдыхающие даже понятия не имеют. Это франшиза, то есть часть суммы, используемой на лечение, которую оплатить придётся самому. Она может быть «условная» (если затраты не превышают франшизу, их компенсируете вы, а если превышают, то не платите ни копейки) и «безусловная» (если часть суммы вам придётся компенсировать в любом случае). Кстати, чем дешевле страховка, тем больше франшиза. Оформите франшизу, а так же включите в страховой полис обстоятельства, в которых вашей жизни действительно может угрожать серьёзная опасность, и исключите менее важные пункты, которые можно компенсировать, просто взяв с собой минимальную домашнюю аптечку, где всегда найдётся йод, вата, корвалол и аспирин.